Коммерсантъ: Soft skills в дефиците

29-03-2024
Какие навыки наиболее востребованы при приеме на работу



Выпускникам российских вузов не хватает soft skills. С такой проблемой они сталкиваются на первой работе, говорится в исследовании Высшей школы экономики. Эксперты опросили почти 10 тыс. выпускников. Им показали список с 18 навыками, восемь из которых — это профессиональные или технические умения, то есть hard skills, а 10 — личные качества, необходимые для работы — soft skills. Опрошенные должны были определить позиции, которых им больше всего не хватало на первой работе.


Чаще всего респонденты выбирали hard skills. Что же касается личных качеств, то в первую очередь опрошенные указывали на проблемы со стрессоустойчивостью, ответственностью, многозадачностью и коммуникативностью. Нехватка soft skills у выпускников может быть следствием слабых профессиональных навыков, полагает HR-бизнес-партнер и карьерный консультант Яна Глазова: «Hard skills не хватает, а из-за этого может не хватать и soft skills. Когда человек не знает, что и как делается, то находится в состоянии стресса. Присутствует такая проблема, но я бы не сказала, что она основополагающая, тут скорее нехватка опыта и знаний.

Какие soft skills сегодня наиболее востребованы при приеме на работу? Точно адаптивность к условиям, требованиям. Все очень быстро меняется, и важно, чтобы человек мог быстро перестраиваться. И как следствие — стрессоустойчивость и готовность обучаться. Это непрерывное постоянное обучение, оно очень востребовано, то есть нужно быть постоянно в тренде и следить за тем, что актуально в профессии.

Программы адаптации используют крайне редко. Больше идет борьба с выгоранием, может быть, нормализация баланса личной жизни и работы. Есть разные подходы. Несмотря на то, что удаленный формат работы очень развит, многие компании создают корпоративные порталы, шпаргалки, куда можно подглядеть, к кому по каким вопросам сходить. Но чаще всего на стартовом этапе адаптации не хватает именно более человечного сопровождения, нежели автоматизации. Новичку важно, чтобы его поддержали. Что касается психолога, к руководителю ты не подойдешь, будешь бояться, а с психологом можно достаточно открыто поговорить, тем более что это конфиденциальная история».

“Ъ FM” спросил у руководителей российских компаний: насколько для них важны soft skills сотрудников?

Сооснователь сервиса «Битрикс 24» Сергей Рыжиков: «Безусловно, я обращаю внимание на такие "скилы". Некоторые, особенно коммуникативные, играют решающую роль. Буквально на днях рассматривали кейс, когда происходит не первый набор команды сотрудников, и это становится серьезной проблемой, потому что руководитель не может с ними выстроить отношения, срывается. У нас в коллективе есть профессиональный психоаналитик. Мы можем посоветовать сотруднику пообщаться со специалистом».

Генеральный директор компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский: «Мы, естественно, обращаем на это внимание, потому что база общения очень важна для работы в команде и взаимодействия. Какой бы человек не был гениальный технически, если он не может свою гениальность кому-то передать или как-то использовать, она бесполезна. Мы зачастую на интервью берем примеры из жизни, то есть у нас встроена аналитика как раз характера человека и soft skills и в промежуточное интервью, и в начальное, и даже в процессе работы».

Гендиректор компании «МОСтройпроект» Михаил Зубов: «Собеседования провожу лично — финальный этап приема сотрудника на работу. Часто на вопрос о причинах смены места работы соискатели называют "недопонимание с руководителем". Или, например, говорят: "Я пришла, что мне делать, мне никто не подсказывает, не помогает?" Я отвечаю: "А вы считаете, что вам должны все время подсказывать и помогать?" Многие уверены, что руководитель должен наставлять, подсказывать. В этом есть какая-то инфантильность, понижение уровня самостоятельного принятия решений, абсолютное нежелание анализировать тот или иной вопрос, ведь лучше кого-то спросить».

Страх потери сотрудников в конце 2023 года испытывало более половины работодателей, согласно опросу компании Get Experts. В нем приняли участие около 500 представителей компаний. 57% опрошенных признались, что за год часть сотрудников меняли сферу деятельности. Работодатели связывают это с профессиональным выгоранием, нежеланием заниматься прежним делом и отсутствием карьерного роста.


Статья по ссылке: https://www.kommersant.ru/doc/6596813