РБК: Как российским предприятиям не опоздать с обновлением инфраструктуры

16-11-2023
Генеральный директор Уралэнерготел Алексей Бельский — о том, как российским предприятиям не опоздать с обновлением инфраструктуры и остаться на рынке.

Сегодня российские промышленные предприятия столкнулись с несколькими проблемами. Им необходимо занять освободившиеся после ухода иностранных компаний рынки, переориентироваться на новых заказчиков, сохранить работоспособность при недоступности привычного оборудования и нехватке людей.

И здесь для бизнеса возникает бутылочное горлышко: новые возможности есть, нужно много чего разработать и построить, но часто не из чего и некем. Необходимое для производства оборудование можно ждать месяцами, а нехватка собственных инженерных и строительных кадров у некоторых крупных промышленных компаний доходит до 75%.

Перед бизнесом встает закономерный вопрос: как планировать работу в таких условиях?

Подготовка

Крупные стройки и реконструкции на предприятиях начинаются с бюджетирования. Оценка затрат проводится на основании текущих цен из доступных открытых источников. При этом срок реализации крупных проектов на рынке — от полугода до двух лет. За это время инфляция может «съесть» от 5 до 30% от цены проекта. Поэтому необходимо изменить ценообразование при закладывании бюджетов и проведении тендеров — добавить инфляционный коэффициент и коэффициент на валютные закупки с прогнозом роста. А если компетентный подрядчик видит, что заказчик очевидно промахнулся с суммой заказа, он просто не будет участвовать в тендере.

Тендер

С одной стороны, тендеры и бюрократизация защищают корпорации от нечистоплотности, с другой — они начинают подменять суть формой и снижают ответственность за результат конкретных исполнителей. Оптимально проведенный тендер не означает оптимально выполненной и оплаченной работы. Необходимо либо упрощать бюрократию, либо модифицировать ее под конкретный завершенный результат, а не каждый отдельный этап. Сейчас отдел закупок в госкомпаниях отвечает за соблюдение всех требований тендера, а не за успешное завершение работы. Необходимо менять мотивацию так, чтобы она была направлена на конечный результат.

Исполнение договора

Дальше подрядчику необходимо отстаивать цену в процессе проектирования, защиты смет и актирования. Нередко заказчики стараются занизить стоимость работ даже после того, как договор заключен и подрядчик взял риск «уложиться в бюджет» на себя. Во многих проектах выигрыш тендера — это только начало тернистого пути по защите цены, на что уходит много сил и времени специалистов и подрядчика, и заказчика. Это ощутимые издержки для предприятия, причем в плане не только стоимости труда, но и сроков выполнения заказа.

Проект, на который закладывались условные 100 млн рублей, при годовой инфляции в 15%, индексации зарплат, изменении курса валюты и непонятных сроках поставки или производства оборудования через год может стоить 150 млн. А они не заложены. Есть два варианта решения: делать за те же деньги, но экономить на оборудовании и рабочей силе (то есть дольше и хуже), или увеличивать сумму договора. Второй вариант доступен частному бизнесу, у которого есть возможность превысить бюджет, и госкомпаниям с очень заинтересованными в конечном результате руководителями и командами.

Сезонность

Простым, но важным шагом стала бы отвязка тендеров от календарного года. Сейчас на рынке существует ярко выраженная сезонность: у большинства производственных предприятий «сезон тендеров» и «сезон закрытий» совпадают. Это приводит к неравномерной загрузке мощностей у инженерных компаний, когда простои сменяются активным наплывом проектов, и при ограниченности ресурса, о которой мы говорили выше, часть проектов либо вовсе не выполняется, либо выполняется некомпетентными компаниями.

Типичная для рынка ситуация — объявление бизнесом нескольких тендеров во втором квартале, чтобы что-то построить и запустить уже в ноябре-декабре. В скольких конкурсных процедурах должны принять участие подрядчики, чтобы обеспечить себе необходимую загрузку и выполнить обязательства перед клиентов? Выиграешь один подходящий — загружен оптимально. Выиграешь два — перегружен. Не выиграешь — считай, банкрот, если нет «подушки» до следующего сезона тендеров.

Планирование

Также помогло бы повышение горизонта планирования при проведении тендеров. То есть не проводить тендер с началом реализации с момента подписания договора, а иметь отсрочку на старт, заложив все необходимые коэффициенты в цену. За эти 3-12 месяцев есть возможность спокойно завершить текущие проекты и приступить к новому. Это позволит и бизнесу, и подрядчикам гораздо более плавно выполнять работы, закупки нужного оборудования, наем подходящего компетентного персонала, финансирование объектов. Более того, это решит проблему «овербукинга» на тендерах и позволит планировать кадровое развитие для большего числа заказов.

Проблема обновления инфраструктуры носит системный характер, и без грамотной работы по этим направлениям в мире промышленных компаний будет то же самое, что и в мире обычных людей. «Богатые» за счет наличия достаточного количества средств будут «перекупать» тендеры, привлекать компетентных подрядчиков для обновления производства и за счет этого становиться еще богаче, а «бедные» не выдержат конкуренции и не будут успевать вслед за рынком. Причем не только за своим, но и за смежными, ведь ресурсы будут утекать и туда.


Читайте по ссылке:

https://companies.rbc.ru/news/ICDq5U233N/kak-rossijskim-predpriyatiyam-ne-opozdat-s-obnovleniem-infrastrukturyi/